Процесс планированияВ мае 1999г. IWMI представило концептуальную записку «Управление водой для улучшения работы ирригационных систем в Центрально-Азиатских республиках.» Швейцарскому Агентству (SDC), в которой НИЦ МКВК был представлен в качестве потенциального партнера. В июле 1999г., по просьбе SDC, IWMI организовал семинар в Лахоре. Участники включали представителей SDC Берн, SDC Ташкент, НИЦ МКВК и IWMI В ноябре 1999г. участники встретились в Ташкенте для дальнейшего обсуждения целей проекта. В этом семинаре приняли участие также представители других республик региона. SDC информировало участников о том. что на проект выделено 1,5 млн швейцарсих франков в течение трех лет. В январе 2000г. IWMI и НИЦ МКВК подали предложение SDC. В июне 2000г. представители SDC посетили НИЦ МКВК и наметили третий семинар на август 2000г. Участники третьего семинара (август 2000г.) согласились с тем, что проест должен включать три компонента: организация на уровне хозяйств, организация на уровне каналов и продуктивность воды, было также согласовано, что в течение первого года будет составлен перечень АВП в трех республиках, а также проанализированы различные условия достижения успеха. В третьем компоненте упор сделан на создание инновационной службы по продуктивности воды.
В
феврале-марте 2001г. состоялась первая миссия нового консультанта
Водного сектора SDC, который имел интенсивные дискуссии с офисом SDC в Бишкеке,
НИЦ МКВК, и БВО «Сырдарья», областными и межрайонными управлениями и хозяйствами
в наманганской и Ферганской областях и различными донорскими организациями,
вовлеченными в управление водными ресурсами в Центральной Азии. На основе этих
дискуссий было решено несколько критических проблем разработки проекта В сентябре 2001 г. началась вступительная фаза проекта (Фаза 1), продолжавшаяся до 30 апреля 2002 г. В течение этого периода был проведен детальный анализ юридических, организационных, финансово-экономических и управленческих проблем, а так же анализ и оценка прежнего опыта, методики и систем, разработанных другими донорами, региональными и национальными организациями в управлении водными ресурсами, подготовлены необходимые документы и организационные структуры (структура проекта, соглашения, проектный документ, кредитное предложение) для выполнения фазы 2. Во время второй фазы (01.05.2002г. – 30.04.2005г.) была разработана и утверждена министерствами водного хозяйства трех государств концептуальная структура ИУВР. Также был разработан комплексный подход социальной мобилизации для создания АВП с подходом «снизу-вверх» и единых управлений каналов вдоль гидрографических границ. Данные организации вовлекали в руководство и управление местных фермеров и водопользователей. На уровне полей (пилотные участки) проект показал возможность повышения продуктивности воды от 55 до 95% с сокращением водопотребления на 30% посредством эффективного управления водой на внутрихозяйственном уровне. Во время третьей фазы (01.05.2005г. – 30.04.2008г.) были обобщены и объединены принципы ИУВР, а также проведены крупные кампании по развитию потенциала, распространению опыта и обучению. Данная фаза была направлена на решение основных проблем по укреплению вертикальных связей, например, водораспределение и общественное участие на уровне каналов, АВП и ГВП; т. е. от каналов третьего порядка (неформальные группы пользователей) до каналов второго порядка (официальные ассоциации водопользователей) и магистральных каналов (сотрудничество между общественностью и государством) в увязке с национальной политикой. Это было основным достижением в постсоветском регионе, поскольку «впервые» водопользователи и правительство объединились, чтобы управлять таким важным экономическим средством, как канал. Горизонтальная, например межотраслевая, интеграция была достигнута через хорошо спланированные работы по мобилизации и повышению осведомленности. Во время данной фазы проекту удалось перейти от административного управления водой на пилотных каналах и подкомандных площадях к распределению воды на основе требований и от оплаты за воду по времени к оплате за использованный объем. Все это позволило определить «кто, за что должен платить». Во время третьей фазы для поддержки и лучшего понимания политики на национальном уровне во всех трех государствах были созданы три Национальные Группы Координации и Поддержки (НГКП). Основными задачами данных многопрофильных и межведомственных групп является разработка и распространение рекомендаций по политическим изменениям на национальном уровне. Для лучшего распространения, копирования, понимания и устойчивости проект создал эффективную сеть и наладил сотрудничество с другими похожими проектами в регионе; вел совместную работу с консультативными службами на местах и установил связи с местными учебными заведениями. В 2007г. был добавлен важный компонент - Трансграничные Малые Реки - для распространения принципов ИУВР на выбранных реках пилотных каналов. Новый компонент был сфокусирован на анализе текущей ситуации с перспективой создания механизма трансграничного вододеления с использованием принципов ИУВР, который может быть использован на других малых реках Центральной Азии. подробнее о компоненте К концу 2007г. к проекту ИУВР-Фергана был добавлен небольшой проект продолжительностью в 1 год по оснащению водомерными устройствами распределительных каналов, чтобы поддержать введение оплаты за воду на основе объема и внедрение принципа «плати за то, что получил». Внешняя оценка проекта отметила то, что данные успехи были достигнуты ‘в не всегда благоприятных условиях’ и рекомендовали в будущей фазе завершить неоконченные работы и в дальнейшем усилить вовлечение несельскохозяйственных водопользователей в институциональную структуру по водораспределению и принятие решений.
Во время четвертой фазы (01.05.2008г. – 28.02.2011г.) были разработаны и протестированы на пилотных каналах, их подкомандных зонах и ТМР институциональные, организационные и управленческие подходы ИУВР. Основные положения ИУВР практически завершены, консолидированы и введены в действие для распространения. Во время четвертой фазы накопленный опыт был собран с целью содействия ИУВР в других областях региона. Однако к концу четвертой фазы еще остаются многие проблемы по обеспечению долгосрочной устойчивости этого подхода ИУВР. Прежде всего, еще предстоит решить вопрос финансово-экономической жизнеспособности ирригационных систем в Центральной Азии. Также остается открытым вопрос о том, как интегрировать модель ИУВР на уровне канала в существующие национальные системы управления водными ресурсами в 3 странах проекта. В настоящее время осуществляется 5-я фаза проекта (1 марта 2011г. – 29 февраля 2012г.). Во время пятой (промежуточной) фазы предполагается для каждой из трех стран под руководством соответствующих стран и при коррдинации с другими донорами разработать общее видение роли и область действий организаций ИУВР от АВП/ГВП до УК. Эта работа не касалась взаимосвязи областные - национальные ВХО с БВО "Сырдарья". В целях сохранения последовательности достигнутого существенного прогресса и успешного опыта, накопленного в ходе всех предыдущих этапов проекта, исполнение проекта поручено тому же консорциуму партнеров - Международному институту управления водными ресурсами (IWMI) и Научно-информационному центру Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК). Партнеры-исполнители должны установить эффективное сотрудничество и активизировать сотрудничество с правительствами и донорами для создания функциональной координации и консолидации по ключевым аспектам ИУВР. |
|
|||||||||||||||||||||||